Previous Entry Поделиться Next Entry
Фазы и зал
tv-speaker
a_dementev
Компания Sony не так давно презентовала топовый AV-ресивер STR-DA5500ES. В этом аппарате заинтересовали две технологии, прежде нам не встречавшиеся
STR-DA5500EE


Пользователи AV-ресиверов знают, что большинство моделей умеет настраивать звучание колонок в соответствии с особенностями помещения. В технических характеристиках это чаще всего называется автоматической коррекцией акустики помещения. Специальные алгоритмы изменяют АЧХ (применяется частотный фильтр/ эквалайзер) каждого канала, с тем чтобы устранить неровности звука (гул и провалы). Мы не будем здесь затрагивать тему, откуда в помещении берутся все эти искажения, но отметим, что в 99,9% случаев использование фильтров более чем оправданно (пусть аудиофилы и говорят, что любое вмешательство в сигнал есть зло, в кинотеатральной инсталляции главная задача — достичь максимального соответствия стандарту). Каждый производитель ресиверов старается показать особые успехи своей эксклюзивной технологии, и разработчики буквально ежегодно представляют нам новые интересные решения проблемы «колонки играют в комнате».
У компании Sony есть собственная система коррекции под названием DCAC (Digital Cinema Auto Calibration), а в модели STR-DA5500ES реализована новая ее версия — Advanced DCAC, в которой используется алгоритм APM (Automatic Phase Matching ). Расскажем о нем подробнее.
Инженеры исследовательского отдела Sony отметили, что если у фронтальной пары колонок фаза всегда согласована идеально (никто не поставит себе домой как стереопару разные модели, да и производители заботятся о качестве своей продукции), то с центром и тылами ситуация зачастую обратная — даже в рамках кинотеатрального комплекта одной марки.
Согласитесь, абсолютно нормально, когда в тылу работают полочники с динамиками меньшей диагонали, в другом корпусе, с иной настройкой фазоинвертора и так далее. Более того, многие киноманы считают совсем не зазорным поставить на тыл акустику вообще другой фирмы. Однако тогда вполне вероятно, что звуковое поле потеряет свою целостность, локализация объектов будет затруднена, а звучание сделается мутным. С подобными явлениями и призвана бороться технология APM.
Во время замеров системы (в рамках DCAC) помимо частотных искажений считываются изменения фазы сигнала в каждом канале. Фронтальная пара служит эталоном. Если обнаруживается расхождение, то в последующем оно ликвидируется путем сдвига фазы в нужную сторону. Отметим, что рассогласование фазы не имеет никакого отношения к качеству акустики, — при замерах, которые проводились в R&D-отделе Sony, играют колонки Wilson Audio и Klipsch. Первые служат фронтальными АС, алгоритм отводит им роль главных. У колонок Klipsch среднечастотный динамик — инвертированный купол, поэтому фаза будет смещенной. Технология APM позволила согласовать столь разную акустику.
На презентации Эрик Кингдон, старший менеджер европейского подразделения технического маркетинга домашнего аудио и видео компании Sony, провел схожий эксперимент. И мы можем констатировать, что разница в звуке с APM и без нее значительна. Лучше воспринимаются все пространственные эффекты, сцена становится трехмерной. Технология APM попросту необходима, если вы планируете собрать ДК на основе разной акустики. Впрочем, устранить даже минимальные искажения комплектного кинотеатра также будет полезно.


Фазовые искажения

Sony APM


Вторая интересная новация Sony называется HD Digital Cinema Sound. Эта технология воссоздает (виртуально) пространство эталонного зала. В прошлых ресиверах Sony встречается система Cinema Studio с тремя моделями разных помещений, однако в HD DCS предложено только одно, но какое! Инженеры записали характеристики фирменного зала Sony Cary Grant Theatre, где многие режиссеры проверяют и доводят саунд своих картин до идеала, то есть зала, эталонного в мире кинозвука. Запись импульса (IR) велась на специальную 8-микрофонную систему, чтобы сделать безупречный слепок ранних и поздних отражений, приходящих со всех сторон, включая вертикаль (пол и потолок).
Если активировать функцию HD Digital Cinema Sound, то к изначальному стереофоническому или многоканальному звуку будут подмешиваться его отражения и переотражения по полному подобию записанного импульса (кстати, микшируется сигнал с разрешением 24 бит/96 кГц). Такую обработку в профессиональных кругах называют конволюционным ревербератором, с ее помощью инструмент или звуковой эффект как бы переносится в реально существующее помещение. Только в случае HD DCS в виртуальное поле помещается не отдельный инструмент, а все дорожки.
Понятно, что здесь надо очень аккуратно подходить к тому, насколько сильно изменяется изначальный сигнал, ведь есть еще и особенности акустики комнаты, в которой стоят колонки. Ради этого алгоритм отдельно добавляет ранние отражения (они формируют объем и форму помещения, воспринимаемые человеком) и поздние, которые добавляют в звуку красивые обертоны и послезвучие. Баланс между ранними и поздними отражениями настроен в пользу последних, поэтому при включении алгоритма нет ощущения, что внутри вашей комнаты появилась еще одна, другого размера (такую геометрию мозг понимает плохо, почему и всякие «холлы» в ресиверах не пользуются популярностью). Сцена становится шире, создается впечатление, будто стены чуть-чуть раздвинулись. Ровно настолько, чтобы звук оставался комфортным, но появился тот самый кинотеатральный масштаб, за который мы любим большие кинотеатры.

Sony Cary Grant Theatre

Материал был опубликован в DVDxpert 02.2010

Метки:

?

Log in